ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления.
Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и заемного капиталов, определить сроки окупаемости финансовых ресурсов.
На первом этапе формирования рыночной экономики в России относительно быстрый и заметный предпринимательский эффект обеспечивали банковская деятельность, производство компьютеров, посуды, тары, упаковочных материалов, сборка бытовой техники из импортных комплектующих узлов и деталей и некоторые другие виды деятельности. Приемлемыми считались и такие сферы деятельности, как оказание различных деловых услуг в сфере предпринимательства, общественное питание, торговля потребительскими товарами и строительными материалами, обслуживание и ремонт автомобилей, строительство жилья. В последние годы все больший интерес представляет инновационное предпринимательство.
Предпочтительным вариантом предпринимательства является такая сфера, в которой предприятие начинает функционировать первым и имеется возможность предопределять ассортимент, цены, привлекать клиентов и заказчиков. Однако предприниматель должен иметь "запасной" вариант направления деятельности на тот случай, если первоначально избранный не приносит успеха.
Следует иметь в виду наличие ряда законодательных ограничений по некоторым видам предпринимательской деятельности. Например, для частного предпринимательства запрещено производство оружия, наркотиков. По отдельным видам деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию).
Помимо так называемых административных ограничений существуют чисто экономические, связанные с преодолением входных барьеров. Это значительный объем первоначальных инвестиций, сверхнормативный срок окупаемости капитальных вложений, высокая степень риска и общая неопределенность в получении коммерческого результата.
В числе рекомендаций по созданию нового предприятия присутствует предостережение от вложения финансовых средств в период экономического спада. Следовать этой рекомендации в России - значит вообще отказаться от предпринимательской деятельности.
Исходной точкой в предпринимательстве и в создании нового предприятия часто является идея нового продукта или услуги. Для принятия решения не обойтись без тщательного изучения состояния рынка, положения дел у конкурентов, научных прогнозов вероятных изменений спроса и предложения, покупательной способности населения. Важной является информация о положении дел в аналогичной сфере деятельности в развитых странах мира, а для получения такой информации необходимо использовать современные информационные технологии. В связи с этим для предпринимателя может быть полезной рекомендация не всегда бояться зарубежных конкурентов, так как их проникновение на внутренний рынок России связано с немалыми транспортными затратами и таможенными пошлинами, из-за чего создаются конкурентные преимущества для российских аналогов, тем более, что тот или иной товар или услугу по их потребительским свойствам всегда можно улучшить.
В любом случае по мере становления и развития начатого дела предприниматель должен уделить внимание собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.
В соответствии с гражданским законодательством обычно выделяют две формы предпринимательства - индивидуальное (единоличное владение) и коллективное (объединение предпринимателей). Отметим, что в учебной литературе организационно-правовые формы предпринимательства рассматриваются с разных позиций:
- по формам собственности на капитал (индивидуальная и коллективная собственность);
- по правовому статусу (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица или юридическое лицо);
- с учетом сферы приложения капитала (производство товаров и услуг, агробизнес, торговля, финансовое предпринимательство и т.п.);
- по способам распределения доходов и убытков;
- по пределам имущественной ответственности;
- по формам управления (личное, коллективное, наемные менеджеры);
- количеством участников объединения, численностью занятых работников, объемом производимой и реализуемой продукции (малый, средний, крупный бизнес);
- по методам ведения конкурентной борьбы (например, монополия на рынке).
Любое физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке индивидуально или создавать юридические лица.
Физическое лицо - это гражданин, человек, занимающийся какой-либо узаконенной деятельностью. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые имеют право самостоятельно проводить определенные хозяйственные операции, вступать и регулировать экономические отношения с другими физическими и юридическими лицами. Действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации предприятия.
Юридическое лицо - это организация, учреждение, фирма, предприятие, выступающее в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Отличительными признаками юридического лица являются:
- наличие обособленного имущества, т.е. находящегося в собственности, а не арендованного, заимствованного или на условиях найма. Доказательством может служить наличие самостоятельного баланса или сметы;
- способность отвечать по обязательствам своим имуществом, причем не только уставным капиталом, но и всем имуществом, включая денежные средства и ценные бумаги;
- выступать в имущественных отношениях от своего имени, т.е. заключать договоры и сделки, иметь счет или баланс. Цель - получение дохода - прибыли;
- быть истцом и ответчиком в суде. При этом учредители юридического лица или собственники не отвечают по долгам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (собственников), за исключением случаев, указанных в законе. Так, например, полные товарищи в товариществе на вере и в полном товариществе несут ответственность по обязательствам товариществ всем своим имуществом.
Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, организационно-правовую форму, адрес и другие необходимые реквизиты (расчетный счет в банке, ИНН, печать и пр.), учредительные документы, Устав. Обязательно проходит государственную регистрацию, ее данные включаются в российский государственный реестр, с ними могут ознакомиться любые лица.