КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Культура фирмы (предприятия) проявляется через представления о ценностях, из которых выводятся нормы и правила поведения, складывается конъюнктура сил, влияющих на конкретное поведение. 

Как правило, культура предпринимательской структуры определяется действием следующих внутренних факторов: 
- объектом предпринимательской деятельности, т. е. осуществляемым бизнесом; 
- организацией процесса предпринимательской деятельности; 
- мотивацией собственника фирмы и работников. Создание таких условий, которые способствуют взаимодействию всех сотрудников, преследующих общие предпринимательские цели: они реальны, понятны каждому и отражают основной характер деятельности фирмы; 
- наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке, максимального использования конкурентной среды; 
- высокий профессионализм руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников. Возможностью их роста и мастерства, оплаты творческих достижений; 
- высокой культурой производства, внедрением новых технологии и форм организации труда, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров (услуг, работ). Самоотверженное, подвижническое служение потребителю; 
- соответствующим материальным вознаграждением за труд, его качество и производительность, участием исполнителей в прибылях фирмы; 
- ориентацией на человека как главную ценность фирмы, соблюдение этических норм поведения, духа товарищества, взаимного доверия, традиций коллектива; 
- соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда, обеспечение социальных гарантий; 
- обеспечением здорового морального климата в коллективе фирмы, действия сотрудников как единой сплоченной команды; 
- уважительным отношением к партнерам по бизнесу, клиентам, потребителям, государственным органам. 

Перечисленные факторы (вероятно, не в полном количестве) в конечном итоге способствуют формированию репутации, престижа фирмы во внешней предпринимательской среде. Для по-настоящему достойной фирмы репутация выше любой выгоды. 

В последние годы в нашу жизнь прочно вошло слово имидж , которым определяется положение, как отдельного предпринимателя, так и фирмы. Применительно к предпринимателю это оценка его моральных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми. Естественно, каждый человек стремится произвести благоприятное впечатление на окружающих. Формирование имиджа начинается с самооценки, затем - к развитию профессиональных качеств, к реализации творческого потенциала, воспитанию хороших манер, коммуникабельности и пр. Имидж человека в полной мере можно соотнести с имиджем фирмы, предприятия, организации. Он складывается из многих составляющих элементов - от организации производственного процесса, отношений с партерами и клиентами до внешнего оформления помещения, работы с посетителями, дизайна продукции фирмы. Фирменный стиль и имидж - конечный продукт всей деятельности предприятия (фирмы), продемонстрированный публично для общественности с расчетом на перспективу. И каждый предприниматель, естественно, стремится произвести благоприятное впечатление, т. е. создать положительный имидж. 

Вероятно, содержание понятия имиджа несколько шире, чем репутация и престиж, поскольку связано с вопросами, выходящими за пределы непосредственной деятельности предпринимателя. Это относится к дизайну интерьера офиса, наличия необходимой мебели и вспомогательного оборудования, подготовки обслуживающего персонала и пр. В конечном счете, для предпринимателя хороши все приемлемые средства в борьбе за потребителя и получения прибыли.