МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В зависимости от обстоятельств (уже сложившихся и прогнозируемых) фирмы применяют разные виды конкуренции, их элементы или в совокупности. Используются и разные модели (типы) конкурентного поведения. Так, в учебной литературе выделяют три типа конкурентного поведения - креативный, приспособленческий и обеспечивающий.
При креативном поведении система действий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание новых рыночных отношений. Они должны обеспечивать превосходство над соперниками новой продукцией, технологиями, организацией производственного процесса, нетрадиционными методами распределения и сбыта.
Приспособленческое поведение заключается в адаптации инновационных изменений и в попытках упреждения действий конкурентов, связанных с модернизацией производства. Предприниматель (фирма) стремится в возможно сжатые сроки копировать достижения своих соперников.
Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению на длительную перспективу ранее достигнутых на рынке позиций. Делается это за счет повышения качества производимой продукции, расширения ассортимента, оказания дополнительных услуг. Данный тип поведения обычно применяется фирмами, не имеющими возможности существенно менять производственную и коммерческую программы. Фактором фирменной нестабильности также выступает слабый инновационный потенциал, фирмы испытывают трудности в соответствующем кадровом обеспечении.
В конечном итоге все действия фирмы ориентируются на потребности покупателей и выражаются в конкурентной стратегии. Кратко ее можно определить как концепцию, которой подчинена вся система действий фирмы, направленная на достижение ее конечных целей. Ими всегда для любой предпринимательской структуры является монополизация рынка с получением максимальной прибыли. Практически ни одной современной структуре это не по силам сделать по разным причинам. Прежде всего из-за действий конкурентов, а также антимонопольной политики государства. Такое положение приводит к применению двух стратегических установок в поведении фирмы:
- нацеленность на монополизацию рынка;
- интеграцию своей деятельности в единый рыночный процесс.
Конкурентное взаимодействие определяет выбор той или иной установки, избирается и та и другая, или их сочетание, в том числе одна стратегия может переходить в другую.
В процессе конкурентного взаимодействия на рынке фирмы осуществляют выбор стратегии в соответствии с ролевой и содержательной функцией. Это обусловлено тем, что у разных фирм неодинаковые возможности в конкурентной борьбе, следовательно, они избирают и разные правила поведения на рынке.
В соответствии с ролевой функцией фирмы-конкуренты имеют определенную долю на соответствующем рынке. В зависимости от их удельного веса выделяют следующие типы конкурентов:
- “Лидеры” (40% доля на рынке);
- “Претенденты на лидерство” (30% рынка);
- “Ведомые” (20%);
- “Новички” (до 10%).
Четвертая группа - “новички” - озабочена поиском рыночной ниши и закрепления в ней. Эта ниша не должна вызывать интереса у более крупных конкурентов, быть прибыльной и иметь потенциал роста.
“Ведомые” не конкурируют с представителями первой и второй групп, экономят средства и время за счет копирования достижений лидеров.
“Претенденты на лидерство” обнаруживают значительный атакующий потенциал. У многих из них монополистические притязания по отношению к лидерам и между собой. Их атака может носить фронтальный (комплексный) характер, т. е. осуществляется по нескольким направлениям сразу (значительное снижение цен, широкая реклама, мобильность и обновлении продукции и улучшении ее качества) или фланговый, т. е. атаки идут по одному из направлений.
“Лидеры” вынуждены отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, используя те же приемы фронтальной и позиционной обороны, что и представители второй группы. Результативная конкурентная стратегия для лидеров состоит в оптимальном сочетании активной обороны, атаки, маневрирования и контрнаступления.
Для повышения конкурентоспособности фирма (предприниматель) должны определить и быстро, эффективно использовать свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств своего предприятия или производимой продукции, которые выгодно отличаются от реальных и потенциальных соперников.
Так, для характеристики конкурентоспособности предприятия выделяют четыре основных уровня или степени конкурентоспособности. На наш взгляд, целесообразно привести их краткое описание.
Руководство предприятий первого уровня считает, что их продукция конструктивно, технически и т. п. так необычна (эксклюзивна) или превосходит лучшие образцы конкурентов, а службы маркетинга настолько мощные, что потребители будут просто счастливы, приобретать эти товары или услуги. Любые дополнительные условия на производстве или в управлении считаются излишними.
Компании второго уровня стремятся сделать свои предприятия по высоте основных конкурентов. Для достижения этого положения они заимствуют технологии, методы организации производства, технические приемы. Используют то же сырье и материалы, что и соперники, переманивают их специалистов. Тогда у компаний появляются шансы эволюционизировать до третьего уровня конкурентоспособности, где начинают доминировать уже функции управления. Качество и эффективность управления становится фактором в конкурентной борьбе и ее важнейшим производственным ресурсом.
Компании, которым удается достигнуть четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди соперников на многие годы. Эти компании, которые принято называть предприятиями мирового класса динамично развивающиеся на основе передовых технологий, высокорентабельные, превосходящие соперников по всем производственным параметрам. В них сочетаются процессы разработки новой продукции и ее производство, а когда конкуренты пытаются что-либо перенять или скопировать, готово новое изделие или проведены существенные доработки и модернизация. Такие фирмы, как правило, ведут собственные научные разработки, имеют конструкторские бюро и путь их разработки до внедрения в массовое производство краток.
Предприятия мирового класса более гибки и мобильны в отслеживании и реакции на динамику рыночной конъюнктуры, свободны в политике цен. Они имеют рабочих и менеджеров такой квалификации, которых постоянно стремятся переманивать к себе конкурирующие структуры. Чтобы сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый сотрудник фирмы не только был компетентным специалистом профессионалом в своем деле, но и обладал информацией о деятельности фирмы, постоянно повышал свой уровень, видел перспективы карьерного роста и был патриотом фирмы.
Для предприятий такого уровня также характерны строгая договорная дисциплина, простота информационных и материальных потоков. Важное значение имеет совершенствование взаимоотношений с поставщиками интегрирование процессов и как следствие - четкая, слаженная деятельность единой команды “производитель-поставщик”.
Вступая в сотрудничество, предпринимательские структуры преследуют как общие цели, так и частные, достижение которых им в одиночку не по силам. Договорная кооперация происходит под давлением серьезных затруднений и выражает компромисс каждого из участников, объединения по преодолению трудностей конкурентной борьбы. Современная экономика устроена так, что неизбежно порождает монополизм. Поэтому постоянной обязанностью государства становится противодействие монополизации рынков и поддержание высокой конкурентности в экономике, исключая меры юридического воздействия.
Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности представляет систему экономических, административных и законодательных (юридических) актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Государственное антимонопольное регулирование включает контроль за уровнем концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, противодействие недобросовестной (незаконной) конкуренции.
Координирующим органом для проведения государственной политики по развитию конкуренции в составе правительства РФ был образован специальный орган - Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Он был более известный как антимонопольный комитет. После ряда административных преобразований, с 2004 года функции антимонопольного регулирования возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ее задачей является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. О значимости этой государственной структуры говорит тот факт, что главу ФАС назначает и освобождает Президент РФ, а его заместителей - правительство России.
В России положение фирмы считается доминирующим, если ее доля на рынке составляет 65%, не доминирующим - когда не превышает 35%.