НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Законом не допускается недобросовестная конкуренция. Под нею понимается любой акт конкурентной борьбы, который противоречит положениям действующего в стране законодательства, порядкам и обычаям делового обращения, порядочности в бизнесе. Они ведут к ослаблению позиций конкурентов, нанесению им ущерба. Часто недобросовестную конкуренцию называют незаконной. Перечислим некоторые методы недобросовестной (незаконной) конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений о происхождении товара, его качестве, потребительских свойствах;
- незаконное использование чужих товарных знаков, фирменного наименования или маркировки товаров, копирование формы, упаковки, технических достижений;
- проведение антирекламной политики в отношении конкурента;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца, т. е. промышленный шпионаж;
- дезорганизация производства конкурента и др.
Также отметим, что законными методами борьбы с недобросовестной конкуренцией является обращение в суды. Незаконными методами борьбы могут быть любые действия конкурентов. Часто это переходит в плоскость не только экономической войны между ними, когда все средства “хороши” (манипулирование общественным мнением через средства массовой информации, пиар-акции, задействуется административный ресурс исполнительной и законодательной власти и пр.).
Закон также предусматривает и созидательные меры по развитию конкуренции. Его статьи, в частности, включают формы и порядок разукрупнения монополистических структур, меры поддержки инициативного разделения хозяйствующих субъектов, соответствующая ценовая политика. То, что иначе еще можно определить как политику поощрении конкуренции в законодательном, финансовом, налоговом, кредитном, также социально-политическом и даже психологическом (например, формирование благоприятного климата в обществе для предпринимателей, поддержка их в начальной стадии и пр.) аспектах.
Государство помимо методов законодательного регулирования конкуренции может применять достаточно эффективные меры экономического действия на рынок. Это, в частности:
- государственные заказы, что особенно важно для малого бизнеса;
- дифференциация налогообложения, льготы по налогам и кредитам;
- субсидии, субвенции, дотации со стороны государства;
- нормальное и стабильное функционирование денежно-финансовой системы, инфраструктуры рынка.