КАКИЕ НАЛОГИ ДОЛЖНЫ УПЛАЧИВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Важнейшим прямым налогом является налог на прибыль предприятий (организаций). Его плательщики - предприятия и организации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской дельностью на территории России. Объектом обложения является валовая прибыль, полученная налогоплательщиком от реализации продукции, работ, услуг), реализации основных фондов (включая земельные участи другого имущества, доходы от внереализационных операций (долевое участие в совместных предприятиях, доходы от ценных бумаг, сдачи имущества в аренду).
Налоговым Кодексом РФ признаются расходы предпринимательской структуры, которые уменьшают денежные выражения прибыли. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период производится плательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В течение отчетного периода плательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28 числа каждого месяца. А плательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются плательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту своей регистрации по установленной форме.
Налоговые ставки налога на прибыль устанавливаются от размера процента. При этом 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18% бюджет субъектов РФ. Ставка налога может быть понижена для отдельных категорий плательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
Думается, будет небезынтересно отметить, что, например, в Германии ставка налога на прибыль составляет 30%, во Франции - 19%, Великобритании - 20%. Во всех странах этот налог является важным доходом централизованного государственного бюджета и выполняет две функции - фискальную и регулирующую.
Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые был введен в 1954 г. во Франции, в России в 1991 г. заменил налог с оборота. Как косвенный налог выступает в форме надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это налог не на предпринимателя, а на потребителя и предприятие по существу является лишь его сборщиком. Взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства по данной стадии движения продукта. Таким образом, в исчислении продажной цены продукции исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, проценты за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу и транспорт.
Статьей 149 НК РФ установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС. Например, реализация некоторых медицинских товаров отечественного производства, ряд медицинских услуг, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, продукты питания, перевозка пассажиров транспортом (кроме такси) и др.
Налоговый период - квартал.
Налоговые ставки установлены в размере 0; 10 и 18 процентов от соответствующей налоговой базы (статьи 164, 165 НК РФ). По налоговой ставке 0% налогообложение производится при реализации: а) товаров (за исключением нефти, включая газовый конденсат), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ; б) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пункте ; в) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; г) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; д) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве; е) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов или драгоценных камней субъектов РФ; Банку России, банкам; ж) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме, перемещение припасов.
Налогообложение по ставке 10 процентов производится на все продовольственные товары (кроме винно-водочных изделий и этилового спирта, деликатесов), а также отдельные товары детского ассортимента и медицинские препараты и лекарства.
На все остальные товары (работы, услуги) -18%.
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, являются косвенным налогом, и взимается с товаров и услуг в цене или тарифе. Формально плательщиком (сборщиком) этого налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги. В то же время действительным его носителем становится потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получения услуг. Поэтому акциз является одним из ценообразующих факторов.
Акцизы традиционно во всех странах распространяются на отдельные товары (спиртные напитки, табачные изделия, пиво, автомобили легковые и мотоциклы, автомобильное топливо и масла, косметические товары, ювелирные и меховые изделия) и услуги (по путешествиям, зрелищные мероприятия). Объекты налогообложения определены ст. 182 НК РФ.
Налоговая база определяется по каждому подакцизному товару. Налоговым периодом признается календарный месяц. Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров установлены ст. 201 НК РФ, положениями которой и должны руководствоваться налогоплательщики. Так, плательщики, осуществляющие реализацию алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, представляют декларации не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, плательщики, имеющие свидетельство на розничную реализации не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество предприятий (организаций) включат группу региональных налогов. В мировой практике применяется давно. В России он обеспечивает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты стабильными доходами для финансирования расходов. А также стимулирует предпринимателей освобождаться от неиспользуемого, лишнего имущества. Плательщиками налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения), организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения выступают основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, имеющиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она определяется путем деления на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.
Налоговая ставка не может превышать двух процентов налогооблагаемой базы. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятельности предприятия, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Сумма налога исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, из фактической среднегодовой стоимости имущества за отчетный и установленной ставки налога. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым отчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
По налогу на имущество предусмотрена широкая система льгот. Из-под обложения выведены отдельные категории плательщиков. В том числе бюджетные учреждения и организации, органы местного самоуправления, внебюджетные социальные фонды, некоторые сельхозпредприятия, общественные, научные и религиозные организации и учреждения.
Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств реализации прав граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Его уплачивают лица, производящие выплаты гражданам (физическим лицам): организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, полные частичные (ст. 237 НК РФ).
В соответствии со ст. 238 налогом не облагается ряд государственных пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности и родам), компенсационных выплат (по увольнению работников, с трудоустройством), суммы единовременных выплат материальной помощи.
Налоговым периодом признается календарный год. Ставка налога для работодателей дифференцирована в зависимости от суммы налоговой базы одного работника и правового статуса предпринимателей. Так, отдельно выделены выплаты для индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих наем работников и глав фермерских хозяйств.
По налогу также предусмотрен ряд льгот по выплатам инвалидам общественным организациям, физкультурным и другим учреждениям (ст. 239 НК РФ).
Владельцами зарегистрированных транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов и других самоходных машин, самолетов и других воздушных и водных судов) уплачивается транспортный налог (гл. 27 НК). Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ мощностью двигателей (в лошадиных силах), валовой вместимостью. Ставка налога определяется законодательными (представительными) органами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ. Ими также определяется порядок и сроки уплаты, формы отчетности, логовым периодом для уплаты транспортного налога является календарный год. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно.
Одним из важнейших прямых налогов, взимаемых с юридических лиц, является земельный налог, величина которого, как правило, регулируется земельным законодательством. Размер этого местного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователи определяется в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налог на городские земли исчисляется по средним ставкам в зависимости от экономического района России, категории города с учетом его статуса, уровня социокультурного потенциала, исторической рекреационной ценности территории. Большую роль играет кадастровая оценка земель хозяйственного назначения (по плодородию, местоположению). От уплаты налога полностью пока освобождены учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования и здравоохранения, финансируемые за счет государственного бюджета.
Федеральным косвенным налогом с предприятий и населения являются таможенные пошлины. Это денежные сборы, взимаемые государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Товары в тарифе сгруппированы в зависимости от степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые).
По способу взимания выделяют специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (проценты с цены товара) пошлины. По специфическим облагаются готовые изделия, а по адвалорным - сырье и продовольствие. Ставки таможенных пошлин возрастают по мере повышения степени обработки сырья. Минимальные ставки устанавливаются на сырье, что позволяет снижать издержки производства предприятиям обрабатывающей промышленности, импортирующим сырье. С ввозимых полуфабрикатов пошлины исчисляются по промежуточным ставкам. На импортируемые готовые изделия устанавливаются максимальные ставки.
В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие таможенные пошлины:
- фискальные пошлины являются средством мобилизации денежных средств в государственный бюджет. Источником выступает разница в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды импортируемых и экспортируемых товаров;
- протекционные защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров. Пошлина удорожает цену импортируемого товара, что ограничивает его конкурентоспособность;
- преференциальные, т. е. льготные пошлины устанавливаются государством в отношении всех или отдельной группы товаров некоторых стран и не распространяются на товары других стран.
Одним из путей совершенствования налоговой политики российского государства стало применение упрощенной системы налогообложения. Она может добровольно применяться организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке согласно главы 26.2 НК РФ, начиная с января 2003г. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога. Уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование они производят в соответствии с законодательством России. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налога уплачивают единый налог в таком же порядке, что и организации. Единственное отличие состоит в том, что в перечень налогов, замененных единым налогом, включен налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности вместо налога на прибыль.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
- организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме предприятий, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%);
- организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
- организации, у которых остаточная стоимость основных средства нематериальных активов превышает 100 млн. руб.
Кроме того, не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства, а также организации, занимающиеся определенными видами деятельности, перечень которых установлен НК РФ. В том числе изготавливающие подакцизные товары, частные нотариусы, банки, страховщики и т. д.
Переход на упрощенную систему носит заявительный характер. В заявлении организация сообщает о размере доходов за девять месяцев текущего года. Можно добровольно вернуться на общую систему налогообложения (с начала следующего календарного года) или в обязательном порядке, если по итогам налогового периода доход превысит 15 млн. руб., или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб. К упрощенной системе налогообложения можно вновь вернуться не ранее чем через один год после того, как утрачено право на ее применение.
Налоговая база для исчисления единого налога устанавливается в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Если объектом плательщик выбирает доходы, то налоговая ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка 15%. Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал полугодие и девять месяцев. По решению субъекта РФ в соответствии с гл. 26.3 НК РФ может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Эта система применяется для следующих видов деятельности: оказание бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м., палатки, лотки и другие объекты, не имеющие стационарной торговой площади, оказание услуг общественного питания, осуществляемого при использовании зала площадью не более 150 кв.м., оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Переход на систему налогообложения в виде единого налога не является добровольным. Обязанность применять эту систему возникает при его введении на территории субъекта РФ. Применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Организации уплачивают единый налог вместо налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога (до 2004 г. еще и налог с продаж). Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог вместо налога на доходы с физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога (и налога с продаж). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Все другие налоги и сборы начисляются и учитываются в соответствии с общим режимом налогообложения.
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, т. е. потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Величина вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность умножается на корректирующие коэффициенты, которые определяются в зависимости от кадастровой стоимости земли и иных условий деятельности (вид деятельности, месторасположение и пр.). Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.