Потребительские предпочтения жителей Саранска. Итоги исследования.
Бизнес-инкубатором Республики Мордовия совместно с исследовательским центром «Срез» было проведено исследование с целью изучения потребительских предпочтений жителей г. Саранска. Исследования проводились по следующим направлениям: бытовое обслуживание, автотранспорт, досуг, интернет, дополнительное образование. Целью данного исследования являлось определение новых сфер деятельности предприятий малого бизнеса и повышение качества услуг, предоставляемых населению.
Исследование проведено в августе 2011 года.
Справочные данные – городское население г. Саранск на 1.01.2008г. – 314725 чел. Из них мужчины 16-59 и женщины 16-54 составляют по данным на 1.01.2008. 196116 чел. Источник: Демографический ежегодник Республики Мордовия. Статистический сборник № 900. Саранск. 2008г. (стр. 14, 28). Соотношение мужчин и женщин в генеральной совокупности 45 и 55 %.
Объем выборки - 200 респондентов. Метод опроса – личный опрос, анкетирование. Опрос проводился на улице или в местах возможного нахождения респондентов из целевой группы.
Бытовое обслуживание
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Мелкий ремонт по дому Вы делаете сами или пользуетесь услугами специалиста по вызову?
|
Сам (сама) |
Если Вы вызываете специалиста, то это ремонт:
|
Сантехники |
Если Вы вызываете специалиста, то информацию об услугах Вы нашли: |
В СМИ |
Кто-то из членов семьи |
Эл.техники |
В объявлениях у подъезда |
|||
Вызываю специалиста |
Косме- тический |
У знакомых |
|||
Если Вам предложат воспользоваться услугой «Уборка квартиры», Вы бы согласились? |
Скорее «Да» |
Если бы Вы согласились воспользоваться услугой «Уборка квартиры», то это: |
Мытье окон |
Есть ли у Вас дома старые ненужные вещи? |
Аудио-видео-бытовая техника |
Скорее «Нет» |
Частичная уборка |
Мебель |
|||
Все дело в цене |
Стирка и глажка белья |
Одежда |
|||
Уже пользуюсь |
Полная уборка |
Предметы обихода |
|||
Согласились ли Вы передать их безвозмездно, при условии, что их вывезут?
|
Скорее «Да» |
|
|||
Скорее «Нет» |
|||||
Вы приобретаете продукты питания в:
|
Супер маркетах |
Вы приобретаете товары первой необходимости в:
|
Супер маркетах |
Вы посещаете парик- махерскую? |
Ближайшую |
Ближайших магазинах |
Ближайших магазинах |
«Любимую» |
|||
На рынках |
На рынках |
||||
Везде понемногу |
Везде понемногу |
Вызываю мастера на дом |
|||
Если Вы посещаете спортивно-оздоровит. учреждения, то это: |
Стадион/ бассейн/ зал |
Если Вы не посещаете спортивно-оздоровит. учреждения, то причина: |
В расценках на услуги |
Вы шьете одежду на заказ или покупаете готовые изделия? |
На заказ |
Фитнесс/ массаж |
В комплексе (качестве) услуг |
Готовые изделия |
|||
Баня/сауна |
Другое |
Когда как |
|||
Если Вы шьете одежду на заказ, то это: |
Мастер на дому |
Если Вы не шьете одежду на заказ, то причина: |
Отсутствие ателье |
Как Вы думаете, имеет ли смысл пользоваться услугами прачечной? |
Да |
Ателье |
Не устраивает качество или цена |
Нет |
|||
Не вижу смысла |
Не знаю |
Автотранспорт
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Вы (Ваша семья) имеет личный автомобиль?
|
Да |
Вы пользуетесь услугами автосервиса при ремонте автомобиля?
|
Да |
Если Вы пользуетесь услугами автосервиса, то это:
|
Фирменный сервис |
Нет |
Нет |
«Гаражный» сервис |
|||
Ремонтирую сам (сама) или члены семьи |
|||||
Если Вы не пользуетесь услугами автосервиса, то причина:
|
В расценках на услуги |
Вы пользуетесь услугами автомойки? |
Да |
Если Вы пользуетесь услугами автомойки, то это:
|
Любая ближайшая автомойка |
В качестве услуг |
Нет |
||||
Нет необходимости |
Мою сам (сама) |
«Любимая» автомойка |
|||
Если Вы не пользуетесь услугами автомойки, то причина:
|
В расценках на услуги |
|
|||
В качестве услуг |
|||||
В неудобном графике работы |
Досуг
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Как Вы проводите свое свободное время ? |
Выезжаю на природу |
Если Вы выезжаете на природу, Вы предпочи- таете: |
Отдыхать «дикарями» |
Если Вы не отдыхаете на благоустроенной турбазе, то причина: |
В отсутствии таковой |
Кино/театр/ мероприятия |
Отдыхать на даче |
В качестве сервиса |
|||
Спорт |
Отдыхать на благоустроенной базе |
В стоимости |
|||
Другое |
Другое |
||||
Вы пользуетесь услугами турагентств? |
Да |
Если Вы не пользуетесь услугами турагентств, Вас не устраивает: |
Комплекс услуг |
|
|
Путешествую самостоятельно |
Качество услуг |
||||
Стоимость туров |
|||||
Не путешествую вообще |
Интернет
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Вопрос |
Варианты ответов |
Есть ли у Вас доступ в Интернет?
|
На работе |
Если Вы используете Интернет, то для: |
Работы |
Если Вы используете Интернет, то Вас устраивает качество и стоимость услуг и провайдера? |
Скорее «Да» |
Развлечения |
|||||
Дома |
Учебы |
||||
Зарабатываю деньги в Интернет |
|||||
Нет вообще |
Я активный пользователь социальных сетей |
Скорее «Нет» |
|||
Делаю покупки в Интернет-магазинах |
Дополнительное образование
Вопрос |
Варианты ответов |
Готовы ли Вы посещать какие-либо образовательные программы или тренинги? |
«Да», если это поможет мне в работе и карьере |
«Да», если это расширит мой кругозор |
|
«Да», если это поможет мне приобрести дополнительные навыки, которые могут просто пригодиться в жизни |
|
«Нет», я вполне обхожусь и без них |
Полученные данные характеризуют потребительские предпочтения представителей различных половозрастных групп в области бытового обслуживания. Первая группа вопросов анкеты касалась отношения респондентов к услугам по мелкому бытовому ремонту. Всего
72 % опрошенных заявили, что в основном выполняют ремонт по дому сами, или этим занимаются члены семьи. Реже им требуется помощь специалиста. Всего к услугам мастеров по вызову хоть раз прибегали почти 44% респондентов. Чаще всего вызывают специалиста мужчины в возрасте от 20 до 50 лет – в среднем 51%, и женщины всех возрастов – в среднем 42%. Практически не пользуются данной услугой мужчины старше 50 лет.
Чаще всего приходится вызывать сантехника – 54% случаев. Для ремонта аудио-видео-бытовой техники специалистов привлекали 37% опрошенных. Реже всего требовались мастера по мелкому косметическому ремонту – 8%. Очевидно, что преобладает старая традиция делать ремонт в квартире «всей семьей», а вызов сантехника указывает, в том числе, и на изношенность старых водопроводных коммуникаций. Больше всего респондентов при выборе мастера по вызову руководствуется рекомендациями знакомых людей – 27%. Реже информация берется из СМИ – 23% или из объявлений у подъездов – 20%.
На рынке бытовых услуг пока что робкие шаги делают клининговые компании. Ни один из респондентов в настоящее время не пользуется услугами по уборке квартир. Более того, на вопрос «Если Вам предложат воспользоваться услугой «Уборка квартиры», Вы бы согласились?» 59% опрошенных ответили отказом, 15% сначала хотели бы ознакомиться со стоимостью услуг и лишь 27% могли бы согласиться. Из тех же, кто готов воспользоваться клинингом, немного больше мужчин, чем женщин – 53% и 47% соответственно. Причем большую готовность проявляют мужчины и женщины в возрасте 20-30 лет – 43% и 36%, и меньшую – люди более старших поколений. Из всех услуг более всего может быть востребована частичная уборка квартир. Очевидно, что столь слабый спрос на данную услугу обусловлен, среди прочего, определенной ментальностью населения, с одной стороны, и только зарождающимся рынком, с другой. Однако, при более детальном рассмотрении предпочтений населения и при грамотном формировании предложений, рынок клининговых услуг может иметь перспективы для развития в регионе.
Респонденты из всех половозрастных групп ответили утвердительно на вопрос «Есть ли у Вас дома старые ненужные вещи?». Здесь преобладает мебель – 45% и одежда – 33%. К разряду ненужных респонденты также причисляют электронику – 26% и предметы обихода – 13%. Причем 60% опрошенных согласились бы отдать эти вещи безвозмездно при условии бесплатного вывоза.
Большая часть респондентов приобретает продукты питания в удобном для них месте в данный момент времени – «везде понемногу». Но есть и определенные предпочтения. Заходят в супермаркеты за продуктами 34%, отовариваются в ближайших магазинах 26% и ходят на рынки 16%. Причем посещают рынки преимущественно женщины и мужчины старше 50 лет – 53% и 43% соответственно. А большее предпочтение супермаркетам отдают женщины 30-40 лет – 41% и мужчины 20-30 лет – 40%. Впрочем очевидно, что немаловажную роль при выборе продуктового магазина будет играть место жительства покупателя. Товары первой необходимости большей частью опрошенных – более 50% - приобретаются в магазинах шаговой доступности.
Иначе дело обстоит с салонами-парикмахерскими. Женщины предпочитают так называемые «любимые» салоны – 51%, а услугами ближайших парикмахерских пользуются 39% представительниц прекрасного пола. Из них преобладают женщины в возрасте 50-60 лет и 20-30 лет. Более других, 15% женщин 30-40 лет, могут себе позволить вызвать мастера на дом. Мужчины более предпочитают ближайшие салоны, чем «любимые» – 56% против 32%. Пять респондентов ответили, что вызывали мастера на дом. Очевидно, что спрос на услуги салонов-парикмахерских будет стабилен, однако для привлечения наиболее платежеспособных клиентов необходимо завоевать соответствующую репутацию на рынке.
Среди спортивно-оздоровительных учреждений самым популярным является баня (сауна). Её посещают 35% респондентов. Из них 38% - женщины и 62% мужчины. 28% опрошенных посещают стадионы или спортивные залы и 19% массаж или фитнес. Свой отказ от посещения данных учреждений большинство респондентов – 24% - мотивируют различными причинами, среди которых нехватка времени, состояние здоровья и т.д. Расценки на услуги не устраивают 17% и качество услуг – 5%.
Абсолютное большинство респондентов – 78% - предпочитает покупать готовую одежду. При этом к услугами ателье или мастера на дому прибегает 14%. Исключительно на заказ шьют одежду 3%. В основном это мужчины и женщины 30-40 лет. К мастеру на дому из всех опрошенных обращалось 15%, а в ателье 6%. Свой отказ от индивидуального пошива абсолютное число респондентов мотивирует разнообразием предлагаемых готовых изделий, а также в меньшей степени расценками на услуги и отсутствием качественных ателье, как таковых. Очевидно, что при большом выборе недорогого импортного и отечественного ширпотреба конкурентноспособными могут являться лишь услуги индивидуального пошива премиум-класса.
На вопрос о целесообразности пользования услугами прачечной ровно половина респондентов дала отрицательный ответ. Могли бы пользоваться прачечной 17% опрошенных. Остальные сомневаются.
Для получения полного отчета исследований отправьте письмо на электронный адрес с указанием:
1. ФИО
2. Место работы/учебы
3. Занимаемая должность
4. Цель получения информации
В ответном письме вы получите ссылку на данный материал.