ПРОВЕРКИ И ПРОВЕРЯЮЩИЕ

Проверка начинается с предъявления руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю должностным лицом органа государственного контроля своего служебного удостоверения и распоряжения (приказа) о проведении контрольного мероприятия. Вместо подлинника может быть предъявлена копия, но заверенная печатью органа государственного контроля.     В распоряжении (приказе) должны содержаться следующие сведения:     - номер и дата распоряжения о проведении контрольного мероприятия;     - наименование органа государственного контроля;     - фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение контрольной проверки;     - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;     - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;     - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, выполнение обязательных требований которых подлежит проверке;     - дата начала и окончания проверки.     Проводить проверку вправе только лицо, указанное в распоряжении.     Получив распоряжение, предприниматель должен сопоставить предмет проверки с полномочиями органа государственного контроля.     Знакомясь с датой начала и окончания контрольного мероприятия, указанной в распоряжении, следует помнить, что продолжительность контрольного мероприятия не может превышать одного месяца. Лишь в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемов мероприятий по контролю, руководитель органа государственного контроля может продлить срок, но не более чем на один месяц.     Закон устанавливает, что существует два вида контрольных проверок: плановые и внеплановые. В отношении субъектов малого предпринимательства плановая проверка осуществляется не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.     Плановые проверки могут проводиться одним органом государственного контроля в отношении одного субъекта не чаще одного раза в два года.     Если в ходе плановой проверки выявлены нарушения и выдано предписание об устранении этих нарушений, то орган государственного контроля вправе провести внеплановую проверку. В ходе такой проверки может проверяться только исполнение предписания.     Закон предусматривает еще три случая, при которых контрольное мероприятие может проводиться внепланово.     Во-первых, при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.     Во-вторых, при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.     В-третьих, при обращении граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами или иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.     Основание для этого есть. Нельзя же два года ждать, чтобы пресечь нарушения прав граждан. Но есть и опасность недобросовестного использования данного права. Например, некий недобросовестный предприниматель с целью устранения конкурента начинает «бомбардировать» орган государственного контроля о нарушении своих прав. Этот орган должен реагировать и выходить с внеплановой проверкой. Чтобы этого не случилось, закон устанавливает одно ограничение. Так, обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия. Предпринимателю, подвергшемуся необоснованной внеплановой проверке, эта норма дает возможность, во-первых, потребовать ознакомления с жалобой, во-вторых, обратиться с иском к жалобщику о возмещении причиненного ущерба.     В некоторых случаях одна жалоба может вызвать проведение целой серии внеплановых проверок разных предприятий. Так, если установлен факт поступления в различные торговые организации партии некачественных товаров, то по мотивированному решению органа государственного контроля внеплановая проверка может быть проведена в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары. Нужно только помнить, что предмет такой проверки очень конкретен и не позволяет проверяющим выходить за его рамки.

Что не может орган государственного контроля?

    1. Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица.     Эта норма вытекает из принципа соответствия проверки компетенции органа государственного контроля.     2. Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых предприятий, либо их представителей.     Очень важная гарантия соблюдения прав предпринимателей. Данное правило распространяется только на плановые контрольные мероприятия. Проверка не может быть начата, если отсутствует должностное лицо (руководитель или его заместитель), способное адекватно отреагировать на действия контролеров, предоставить им нужную информацию, дать пояснения и т.п. На проверку может быть приглашен представитель юридического лица или инди¬видуального предпринимателя, в том числе адвокат или юрист. Необходимо только помнить, что полномочия представителя должны быть оформлены надлежащим образом.     3. Требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятия по контролю, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.     Контролер может ознакомиться лишь с теми документами, которые прямо относятся к предмету проводимой проверки. При этом он не вправе вынести из офиса проверяемого предприятия оригиналы документов.     4. Требовать образцы продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции установленной формы и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами.     5. Распространять информацию, охраняемую законом и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.     Охране подлежит не только информация, содержащая государственную тайну, но и сведения, отнесенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем к коммерческой тайне. Распространение такой информации может служить основанием для предъявления к органу государственного контроля требований о возмещении убытков. Однако необходимо помнить, что такая защита не безусловна. Если в ходе контрольного мероприятия выявлены признаки преступления, орган государственного контроля обязан направить материалы в правоохранительные органы.

Как оформляется контрольное мероприятие?

    Закон предусматривает два уровня оформления проверки. На первом происходит фиксация факта проведения контрольного мероприятия, а на втором оформляются ее результаты.     С целью фиксации факта проверки закон предусматривает ведение предпринимателями журнала учета контрольных мероприятий. Несмотря на то, что ведение журнала – право, а не обязанность предпринимателя, закон предусматривает определенные требования к форме этого документа. Журнал учета контрольных мероприятий должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. Только при соблюдении этих условий журнал впоследствии может быть использован в качестве доказательства в суде.     В журнале учета должностным лицом органа государственного контроля производится запись о проведенной проверке. При этом указываются следующие сведения:     - наименование органа государственного контроля;     - дата и время проведения контрольного мероприятия;     - правовые основания, цели, задачи и предмет проверки;     - выявленные нарушения;     - информация о составленных протоколах об административных правонарушениях и о выданных предписаниях;     - фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.     При отсутствии журнала учета у предпринимателя должностное лицо органа государственного контроля должно сделать запись об этом в акте, составляемом по результатам проверки.     Кроме записи в журнале учета закон требует закрепления результатов контрольного мероприятия в акте, составленном должностным лицом органа государственного контроля, проводившим проверку. Форма акта может быть утверждена самим органом государственного контроля.     В акте указываются:     - дата, место и время составления акта;     - наименование органа государственного контроля;     - дата и номер распоряжения, на основании которого проведено контрольное мероприятие;     - фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;     - наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении проверки;     - дата, время и место проведения мероприятия по контролю;     - сведения о результатах контрольного мероприятия, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;     - сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;     - подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.     К акту прилагаются: акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды; протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз; объяснения должностных лиц органов государственного контроля; объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.     Акт составляется в двух экземплярах, один из которых (с копиями всех указанных в акте приложений) вручается руководителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю) или их представителям под расписку либо направляется по почте заказным отправлением с уведомлением о вручении. Почтовая квитанция и уведомление о вручении подшиваются к экземпляру акта, оставшегося в органе государственного контроля.     Если обнаруженные в ходе контрольного мероприятия нарушения предусматривают привлечение должностных лиц проверяемой организации к административной ответственности, то кроме акта составляется протокол об административных правонарушениях.