ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности. 
1. Создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции. 
2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности. 
З. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики. 
4. Обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией. 
5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии. 
6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности. 
7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы. 

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными. 
1. Негативные условия - это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т. д. 
Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению. 

2. Позитивные условия - проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержке. 

Методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. 

1. Экономические методы. К ним относятся: 
• налогообложение; 
• перераспределение доходов и ресурсов; 
• ценообразование; 
• кредитно-финансовые механизмы; 
• осуществление государственной предпринимательской деятельности. 

2. Административные методы. Среди них: 
• принятие и корректировка законодательства; 
• контроль за его соблюдением. 

Эти методы используются только в том случае, когда экономические - неэффективны или неприемлемы. 

Проведение экономической политики включает: 
1) фискальную (бюджетную) политику — регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств: 
• в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм; 
• в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики; 
• разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот для малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; 
2) кредитно-денежную политику — целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. 
Эта политика проявляется в том, что Центральный банк РФ, являясь исполнителем государственной политики, соответствующим образом воздействует на коммерческие банки, нормируя обязательные резервы, и тем самым стимулирует выдачу кредитов. 
В качестве другого экономического регулятора государство использует свое право покупки и продажи ценных бумаг, таким образом влияя на экономический рост и инфляцию, так как покупка ведет к увеличению денежной массы, а продажа - к ее снижению; 

3) научно-техническую политику - обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.; 

4) амортизационную политику - определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования; 

5) инвестиционную политику - регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача - освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику; 

6) осуществление государственного предпринимательства - участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг; 

7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики, исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана; 

8) ценовую политику - регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности; 

9) внешнеэкономическую и социальную политику - обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.