ВНИМАНИЕ!!! ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС среди субъектов малого предпринимательства для предоставления в аренду нежилых помещений Бизнес-инкубатора Республики Мордовия. Подробную информацию смотрите в рубрике АНОНСЫ

 

Щелкните, чтобы выбрать свободное офисное помещение

Наши резиденты:

 

 

 

Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия

 

Информационное агентство Бизнес Мордовии

 

Бизнес-навигатор МСП

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений: 

• основное требование, которое выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы выпуск обеспечивал получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие. 
• на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, приходит требование - не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать, и дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней. 
• на смену существующим ограничениям предприятию со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность - возможность несостоятельности и банкротства предприятия, т. е. предприятие, может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка, и вынуждено покинуть его. 

Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия. 

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, которую можно представить в следующем виде: 
блок 1 - предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов; 
блок 2 - ресурсы на входе - трудовые, материальные, финансовые; 
блок 3 - ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы - готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 
блок 4 - социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, - государство, муниципальные органы, законодательство; 
блок 5 - природная среда - потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 
блок 6 - взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе; 
блок 7 - соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия. 

Рассмотрим предложенную схему более детально. Выше отмечалось, что в условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить (какой ассортимент; в каком количестве), предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. 

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: 
• характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цели у конкурентов; 
• общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов; 
• каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество; 
• конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень; 
• законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности; 
• уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10-15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям. 

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке. 

Как работает предприятие - прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, - в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. 

Что же скрыто в блоке 1 за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы осуществилось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства. 

Структура предприятия: 
• подразделения основного производства; 
• подразделения обслуживающие, побочные и подсобные; 
• подразделения вспомогательного производства; 
• управленческие службы и подразделения. 

Процессы, осуществляемые на предприятии: 
• научные исследования; 
• транспортировка; 
• проектирование, конструирование; 
• утилизация; 
• изготовление; 
• восстановление; 
• ремонт и модернизация; 
• консервация и упаковка; 
• контроль и профилактика брака; 
• очистка и обезвреживание; 
• обслуживание; 
• профилактика безопасности; 
• хранение; 
• управление. 

Функции управления на предприятии: 
• учет, статистика; 
• мотивация; 
• анализ; 
• контроль исполнения; 
• планирование, регулирование; 
• принятие решений и их реализация. 

Основные функции организации на предприятии: 
• нормирование; 
• ресурсообеспечение; 
• координация во времени и пространстве; 
• маршрутизация предметов труда; 
• оперативное планирование; 
• разработка планировки рабочих мест; 
• диспетчирование; 
• создание благоприятных условий труда; 
• исполнение функций управления; 
• реализация готовой продукции; 
• разделение и кооперация труда; 
• выявление резервов и рационализация производства.