КОНКУРЕНЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В рыночной экономике задействованы производители и потребители, продавцы и покупатели. В результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары (работы, услуги) и объемы продаж. Причем для действия рыночного механизма определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), которые участвуют в процессе обмена. И между производителями ведется борьба, соперничество на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции для получения наибольшей прибыли. Эта борьба получила определение конкурентной борьбы, или конкуренции.

Именно ограниченность спроса заставляет предпринимателей соперничать друг с другом, бороться за потребителя. В выигрышном положении оказывается тот, у кого лучшая по качеству продукция и с меньшей ценой, то, что входит в понятие “конкурентоспособность товара” на рынке. Экономическое превосходство за счет меньших издержек производства и сбыта, технического уровня и дизайна дополняется действием еще ряда факторов поведения на рынке. Немаловажна реклама, умение продемонстрировать, доставить товар, заинтересовать и убедить приобрести его, а затем и гарантии послепродажного, сервисного обслуживания. Организация производства и прибыльная реализация конкурентоспособного товара показывает жизнеспособность и рыночную устойчивость предприятия. Даже больше - его желание и умение максимально использовать свой производственный, технологический и маркетинговый потенциал, эффективность квалифицированного менеджмента. 

В экономической науке принято считать, что сущность конкуренции проявляется при выполнении ряда функций: 
- она обеспечивает нацеленность производителей на удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Без этого невозможно получить прибыль; 
- стимулирует деятельность предпринимателя, его выживание за счет роста эффективности производства; 
- объективно происходит дифференциация товаропроизводителей. Одни выигрывают, становятся лидерами, другие остаются в прежнем состоянии, третьи - аутсайдеры - разоряются; 
- ликвидация неконкурентоспособных предпринимателей путем слияния, продажи, преобразований и т. д.; 
- стимулирует снижение цен и повышение качества продукции (товаров, работ, услуг); 
- способствует развитию общественного производства, эффективному использованию экономических ресурсов, в том числе и в региональном развитии. 

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством. Однако только при капитализме она превращается в главный элемент рыночного регулирования. Основное внимание акцентируется на ценовой конкуренции, когда рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения с соответствующим колебанием цен. В этот период четко определились два основных вида конкурентной борьбы эпохи классического капитализма со свободным (совершенным) рынком: 
- внутриотраслевая конкуренция определяла соперничество предпринимателей одной отрасли, производящих однотипную продукцию. В этом случае выигрывают предприятия с более высокой производительностью труда, технически и организационно превосходящие конкурентов; 
- межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями разных отраслей. Капиталы из менее прибыльных отраслей перемещаются в более прибыльные сферы производства. Постоянный перелив капитала в погоне за прибылью объективно создавал объективное неустойчивое динамичное равновесие. Оно обеспечивало получение равной прибыли на равный капитал независимо от его вложения.