МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Механизм ценообразования непрерывно снабжает предпринимателей информацией об изменениях на рынке, появлении новых условий и т. п. Выживают сильнейшие и вытесняются слабые, неконкурентоспособные предприниматели и фирмы. При этом используются различные методы конкуренции. Традиционно выделяют две условные группы методов конкуренции - ценовые и неценовые. 

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены происходит за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли без изменения ассортимента и качества производимой продукции. 

Неценовая конкуренция предполагает: 
- предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы; 
- изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации); 
- создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей; 
- постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки); 
- совершенствование сопутствующих услуг (демонстрация, установка, доставка), послепродажного сервисного обслуживания (гарантийный ремонт, в частности). 

Нетрудно заметить, что в настоящее время наблюдается преобладание неценовых методов (конкуренция на основе качества) над ценовыми. Основу соперничества между предприятиями (фирмами) составляет борьба за дифференцированный спрос и, разрабатывая свою экономическую политику, предпринимательская структура в современных условиях ориентируется в первую очередь на учет динамики потребительских ожиданий. И уже в рамках этого определяются направления и пути снижения издержек и уменьшение цены.